Зачем?
- Понять и доступно объяснить сотрудникам существующую бизнес-модель предприятия
- Увидеть ее ограничения, противоречия, уязвимые места
- Найти новые потребительские сегменты
- Выбрать наилучшие способы донесения ценности до потребителя
- Зарабатывать больше на дополнительных услугах и сопутствующих товарах
- Капитализировать неэффективно используемые активы и элементы инфраструктуры
- Устранить источники непроизводительных издержек
- Получить доступ к лидирующим инновациям отрасли
- Упрочнить свои отношения с клиентами и партнерами
- Сбалансировать потоки поступления доходов
- Оптимизировать структуру затрат
- Отстроиться от конкурентов
Основа
Методическая основа нашей работы — подход к бизнес-моделированию, предложенный Александром Остервальдером и Ивом Пинье. Подход включает шаблон бизнес-модели (см.) и набор приемов по дизайну и объяснению, анализу и оценке бизнес-моделей.
Формат
Хорошо зарекомендовал себя сбалансированный с точки зрения результативности и затрат времени формат серии воркшопов для группы 12-18 человек смешанного состава. Формат мероприятия — корпоративный (т.е. все участники в рамках одной программы представляют одну компанию (группу компаний, холдинг)).
Продолжительность одного воркшопа — 4 часа.
Перерыв между воркшопами — 5-8 дней (рекомендуемый ритм — раз в неделю).
Количество воркшопов определяется первоначальной постановкой задачи и может быть в последующем скорректировано в зависимости от результатов. Минимально нужно три воркшопа (см. ниже).
Содержание первых трех воркшопов различно (оно указано на схеме ниже); четвертый, пятый и т.д. (при необходимости) воркшопы проходят по общему сценарию третьего воркшопа (Дизайн). С какого-то момента сотрудники овладевают подходом к бизнес-моделированию и навыками групповой работы в достаточной мере, чтобы продуктивно работать без необходимости привлечения внешнего модератора.
Состав группы и подготовка
Хотя программа, как правило, инициируется собственниками, руководителями или топ-менеджерами компании, группа стратегов, ориентированная на инновации бизнес-модели, должна быть разнообразного состава: как по вертикали структуры предприятия, так и в плоскости различных направлений бизнеса. Менеджер, инженер, бухгалтер, дизайнер, сисадмин, секретарь — вот идеальный состав творческой группы, не ограничивающей себя рамками привычных клише.
В качестве подготовки к воркшопу участникам рекомендуется ознакомиться с методологией бизнес-моделирования, методом мозгового штурма, а также широко распространенным методом SWOT-анализа: это позволить повысить соотношение теории и практики в пользу второго компонента. Наилучшим способом овладения методологией бизнес-моделирования является прочтение книги “Построение бизнес-моделей”.
Важным элементом подготовки является “погружение”. Никто не знает различных аспектов вашего бизнеса лучше ваших сотрудников. Попросите их подготовить короткие экспертные доклады (по 5-7 минут) о рынке, клиентах, конкурентах, структуре себестоимости, способах обслуживания, графике поступления доходов, воронке продаж, отношениях с партнерами. Распечатайте соответствующие графики — они помогут сформировать стратегический контекст. Подготовка такого рода не только дает материал для групповой работы, но и настраивает мышление самих участников на нужный уровень стратегического видения.
Рабочее пространство
Воркшопы проводятся в помещении, по конфигурации и оснащению подходящем для целей обучения групповой работы (как всей группой участников, так и подгруппами по 4-6 человек). Для работы с шаблоном бизнес-модели используются заготовки шаблона большого и малого формата, а также большие листы для свободного крепления на стену, стикеры и фломастеры. Для формирования стратегического контекста в помещении крепятся структурные схемы, графики и другой формат представления аналитической и обзорной информации о бизнесе и его окружении, подготовленные сотрудниками компании.
Для проведения воркшопов может использоваться подходящее помещение компании, однако рекомендуется выездной формат. Проведение стратегической работы за пределами привычного контекста помогает участникам выйти за пределы шаблонного мышления, навеянного привычным рабочим окружением.
Условия
Пригласите меня в качестве модератора работы над вашими бизнес-моделями.
Узнайте больше об условиях сотрудничества со мной, заполнив контактную форму ниже.
Обсуждение
Trackbacks/Pingbacks
Уведомление: Виктор Степанов - 27 июня, 2016