Часто получая вопрос, в какой форме представить информацию о бизнесе на продажу или о бизнесе, в который привлекается инвестор (а то и прямой вопрос «Как выглядит инвестиционный меморандум?»), я решил объединить пожелания и рекомендации по представлению информации о действующем бизнесе в одну форму, представленную ниже. Конечно, эта форма предназначена скорее для частного бизнеса и может не соответствовать строгим требованиям законодательства о раскрытии информации акционерных компаний (это другой случай).
Инвестиционный меморандум
(продажа бизнеса или привлечение партнеров в действующий бизнес)
1. Предложение инвестору
Краткое изложение сути предложения, чтобы сразу было понятно, о чем идет речь (быка за рога). Основные суммы – оборот компании, оценка бизнеса, потребность в инвестициях, на что они нужны. Текущее состояние бизнеса (прибыльное, убыточное, законсервирован). Предлагаемая доля. Показатели эффективности инвестиций.
2. Общая информация о бизнесе
Юрисдикция, организационно-правовая форма, форма собственности, доля государства, акционеры с долей > 10%, дата регистрации и другие веховые даты, виды деятельности, численность сотрудников, местонахождение. Основные клиенты, основные партнеры, банки и финансовые партнеры. Информационные системы управления.
3. Активы и обязательства компании
Фабрики, заводы, пароходы; запасы; денежные средства; бренды, технологии, дочерние бизнесы и др. вложения.
Кредиты, кредиторская задолженность, забалансовые обязательства, собственный капитал.
Это не баланс. Имеет смысл привести рыночную стоимость активов и обязательств, это выведет на стоимость бизнеса по чистым активам.
4. Финансовые показатели деятельности
Показатели деятельности (не плановые, а реальные) за последние 3 года. Оборот, прибыль – само собой. Плюс показатели, специфичные для данного бизнеса (средний чек и выручка с 1 м2 для ритейла; доход с метра для недвижимости; стоимость человеко-часа для услуг и т.д.).
Особенности учетной политики. Системы учета. Даты аудиторских проверок.
5. Менеджмент компании, персонал
Бизнес в лицах (краткие резюме ключевых сотрудников, которые остаются). Кадровые дефициты. Структура управления.
6. Продукты компании, характеристика продуктов
Информации для этого раздела всегда много, но здесь нужно уложиться в абзац для каждого продукта. Если продуктов много – предпочтительнее матричный (табличный) вид. Гиперссылки на страницы продуктов в Интернете. Структура продуктового портфеля (пирожок в натуральном и пирожок в денежном выражении).
7. Обзор рынка, доля рынка, рыночные тенденции
Как можно ближе к региону присутствия (не нужно о мировом рынке).
8. Стратегия и план развития бизнеса
Стратегические цели на 1 и 3 года, как они будут достигнуты, какие нужны ресурсы, в т.ч. сколько требуется финансирования.
9. Прогнозные финансовые показатели и риски
Прогнозные финансовые показатели, показатели эффективности инвестиций. К традиционным показателям имеет смысл добавить мультипликаторы (во сколько раз увеличится стоимость доли инвестора).
Чувствительность финансовых показателей к внешним факторам (цена продукции, цены на сырье, продажи).
Риски и антирисковые стратегии.
10. Структура сделки
Кто выходит из бизнеса, кто остается; полностью или частично. Какая доля предлагается. Структура финансирования (собственными средствами существующих владельцев, средствами инвестора в капитал, заемными средствами инвестора, заемными средствами банков).
11. Приложения
Объем всего документа – 5 – 7 страниц, включая приложения.
Загрузить Инвестиционный меморандум (PDF): Инвестиционный меморандум
Обсуждение
Комментариев нет.