//
вы читаете...
Другие статьи

Инвестиционный меморандум

Часто получая вопрос, в какой форме представить информацию о бизнесе на продажу или о бизнесе, в который привлекается инвестор (а то и прямой вопрос «Как выглядит инвестиционный меморандум?»), я решил объединить пожелания и рекомендации по представлению информации о действующем бизнесе в одну форму, представленную ниже. Конечно, эта форма предназначена скорее для частного бизнеса и может не соответствовать строгим требованиям законодательства о раскрытии информации акционерных компаний (это другой случай).

Инвестиционный меморандум
(продажа бизнеса или привлечение партнеров в действующий бизнес)

1. Предложение инвестору

Краткое изложение сути предложения, чтобы сразу было понятно, о чем идет речь (быка за рога). Основные суммы – оборот компании, оценка бизнеса, потребность в инвестициях, на что они нужны. Текущее состояние бизнеса (прибыльное, убыточное, законсервирован). Предлагаемая доля. Показатели эффективности инвестиций.

2. Общая информация о бизнесе

Юрисдикция, организационно-правовая форма, форма собственности, доля государства, акционеры с долей > 10%, дата регистрации и другие веховые даты, виды деятельности, численность сотрудников, местонахождение. Основные клиенты, основные партнеры, банки и финансовые партнеры. Информационные системы управления.

3. Активы и обязательства компании

Фабрики, заводы, пароходы; запасы; денежные средства; бренды, технологии, дочерние бизнесы и др. вложения.

Кредиты, кредиторская задолженность, забалансовые обязательства, собственный капитал.

Это не баланс. Имеет смысл привести рыночную стоимость активов и обязательств, это выведет на стоимость бизнеса по чистым активам.

4. Финансовые показатели деятельности

Показатели деятельности (не плановые, а реальные) за последние 3 года. Оборот, прибыль – само собой. Плюс показатели, специфичные для данного бизнеса (средний чек и выручка с 1 м2 для ритейла; доход с метра для недвижимости; стоимость человеко-часа для услуг и т.д.).

Особенности учетной политики. Системы учета. Даты аудиторских проверок.

5. Менеджмент компании, персонал

Бизнес в лицах (краткие резюме ключевых сотрудников, которые остаются). Кадровые дефициты. Структура управления.

6. Продукты компании, характеристика продуктов

Информации для этого раздела всегда много, но здесь нужно уложиться в абзац для каждого продукта. Если продуктов много – предпочтительнее матричный (табличный) вид. Гиперссылки на страницы продуктов в Интернете. Структура продуктового портфеля (пирожок в натуральном и пирожок в денежном выражении).

7. Обзор рынка, доля рынка, рыночные тенденции

Как можно ближе к региону присутствия (не нужно о мировом рынке).

8. Стратегия и план развития бизнеса

Стратегические цели на 1 и 3 года, как они будут достигнуты, какие нужны ресурсы, в т.ч. сколько требуется финансирования.

9. Прогнозные финансовые показатели и риски

Прогнозные финансовые показатели, показатели эффективности инвестиций. К традиционным показателям имеет смысл добавить мультипликаторы (во сколько раз увеличится стоимость доли инвестора).

Чувствительность финансовых показателей к внешним факторам (цена продукции, цены на сырье, продажи).

Риски и антирисковые стратегии.

10. Структура сделки

Кто выходит из бизнеса, кто остается; полностью или частично. Какая доля предлагается. Структура финансирования (собственными средствами существующих владельцев, средствами инвестора в капитал, заемными средствами инвестора, заемными средствами банков).

11. Приложения

Объем всего документа – 5 – 7 страниц, включая приложения.

Загрузить Инвестиционный меморандум (PDF): Инвестиционный меморандум

Реклама

About Виктор Степанов

Эксперт в проектном управлении. В последние годы работал в качестве консультанта по управлению и инвестициям. Реализовал ряд проектов по запуску бизнеса в различных областях. Начинал карьеру в качестве риэлтера и оценщика. Профессионально увлекаюсь проектным подходом, о котором пишу статьи и веду образовательные программы. Люблю проводить время с семьей, бродить с фотокамерой. Под хорошую музыку готов ехать за тридевять земель...

Обсуждение

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Ищете ответы?

business-models CIGS CIGSlim pmbok PMO velcom Базовый курс управления проектами Изовак Инвестиционный меморандум КСУП Обучение действием базовый курс бизнес-ангел бизнес-модели бизнес-модель бизнес-обучение бизнес-план венчур венчурный бизнес заказчик инвестиции инвестор интересы исследование команда проекта коммуникации консалтинг корпоративная система управления проектами кризис куратор маркетинг меморандум миф мотивация обоснование проекта обучение руководителей проектов отзыв отчеты письма план проекта подрядчик портфель проектов принцип раскрытия программа продажа бизнеса проект проект-менеджер проектно-зависимый проектно-ориентированный проектное управление проектный офис проектный подход прямые инвестиции результаты проекта риск риск-менеджмент роль рынок труда связи семинар скрытый клиент совмещение ролей солнечная энергетика спонсор стартап стейкхолдеры стимулирование стратегический инвестор стратегический портфель стратегия тренинг управление проектами управление рисками финансовый инвестор эксперт
%d такие блоггеры, как: