//
вы читаете...
Бизнес-модели

Белорусский инвестор. Или все-таки предприниматель?

Почему агентские услуги сегодня более востребованы, чем профессиональный инвестиционный анализ, и почему белорусские инвесторы предпочитают действовать самостоятельно?

Согласно широко известной классификации Роберта Кийосаки, каждый инвестор проходит путь от наемного работника через предпринимателя (или самозанятого специалиста) и бизнесмена. Различие этих ролей не только (и не столько) в масштабах деятельности и оценке активов, но и в конкретных признаках, описанных Кийосаки. Так, бизнесмен (в отличие от предпринимателя-индивидуалиста) покупает время других людей, а инвестор использует деньги других людей и сам не управляет бизнесами, в которые инвестировал. И уж тем более не работает в них.

Специалисты могут расходиться в оценках экономической ситуации в нашей стране и указывать разные причины экономических трудностей, но все сходятся в одном: без инвестиций в обновление и развитие бизнеса строить позитивные прогнозы не приходится. Правительство ставит амбициозные цели по объемам привлечения прямых иностранных инвестиций (особенно делая акцент на слове «иностранные»), в то время как внутри страны находится большое количество потенциальных инвесторов, которые в разное время экспортировали заработанный капитал (назовем это так). Эти люди сделали бизнес здесь, они уже приняли риски ведения бизнеса на нашем пока еще развивающемся рынке, и энергия, которую нужно затратить на «возврат» денег в экономику страны, значительно меньше, чем необходимая на привлечение новых иностранных инвесторов. Маркетологи хорошо знают, что затраты на удержание лояльных клиентов значительно меньше, чем на привлечение новых.

Итак, работая как с иностранными, так и с отечественными инвесторами, мы можем уверенно сказать: искать инвестиции внутри страны можно. Какие же особенности при этом нужно учитывать и какие рекомендации мы можем дать предпринимателям, ищущим финансирование на реализацию своих бизнес-проектов или на расширение действующего бизнеса?

Предложение профессиональных услуг на развитом рынке инвестиций так же разнообразно, как и выбор инвестиционных инструментов. Если даже не брать во внимание совсем уж экзотические деривативы, сыгравшие свою злую роль в международном финансовом кризисе, все равно у инвестора в зрелой экономике широкий выбор инвестиционных возможностей, включающий участие в частном бизнесе в качестве партнера, покупку акций и долговых обязательств публичных компаний, инвестиции в инвестиционные фонды, пенсионные фонды, кредитные союзы и многие другие формы. Не будем забывать о профессиональных посредниках (в общем случае — инвестиционных брокерах), которые за вознаграждение помогают сориентироваться в этом многообразии инвестиционных возможностей и берут на себя огромную аналитическую и техническую работу.

Однако в наших реалиях институт инвестиционных фондов пока не получил развития. В качестве причин принято называть общую неразвитость рынка ценных бумаг, но лично мне в качестве основного препятствия развития профессионального рынка инвестиций видится менталитет наших инвесторов.

Вспомним классификацию Роберта Кийосаки. Инвестора в понимании Кийосаки отличает то, что он использует деньги других людей (то есть инвестирует не один) и не управляет бизнесом, в который инвестирует (то есть управляет не как капитан или рулевой, а как владелец судна, указывающий порт назначения). Наш же инвестор предпочитает действовать в одиночку и засучив рукава. Он сам просматривает объявления об аукционах на госпакеты акций, сам ездит по предприятиям, сам проводит даже первую встречу с предпринимателем — соискателем инвестиций. Если бы юридический и бухгалтерский аудит приобретаемого бизнеса (due diligence) не требовал специальных знаний и не отнимал так много времени, наш инвестор и тут обходился бы собственными силами.

Вы заблуждаетесь, если думаете, что, заключив с инвестором сделку, вы увидите его только на отчетных собраниях. Не удивляйтесь, если ваш новый партнер по бизнесу захочет одобрить дизайн новой этикетки, повстречается с несколькими крупными клиентами и «прособеседует» новых сотрудников. Белорусский инвестор выбрал ваш бизнес не для того, чтобы считать дивиденды и переоценивать стоимость своей доли, а для того, чтобы реализовать свой недюжинный запас предпринимательской энергии и опыта управления бизнесом.

Только не подумайте, что я осуждаю такую модель ведения дел. Каждый волен поступать со своими деньгами и временем как ему заблагорассудится, нет универсальных рецептов преумножения капитала, как нет нерушимых истин в методах менеджмента — у каждого свой стиль управления. Просто как соискатели инвестиций, так и инвестиционные консультанты, работая с местными инвесторами, должны отдавать себе отчет, с кем имеют дело и что от них требуется. Здесь мы говорим не просто об «умных деньгах», когда вместе с финансами на развитие вы получаете совет и поддержку опытных бизнесменов. Фактически вы приобретаете нового управляющего партнера, который будет очень активно участвовать в управлении бизнесом, в который он инвестировал. Такая роль близка к модели бизнес-ангелов. Однако, если, скажем, американский бизнес-ангел ограничивается суммой одной инвестиции в 50 тыс. — 0,5 млн долл. США, наши инвесторы поступают как бизнес-ангелы в гораздо более крупных сделках.

Я думаю, 20 лет, прошедшие с момента крушения прежней модели экономики, достаточно короткий срок для эволюции инвесторов, которая идет своим чередом. В нашей стране еще только формируется крупный частный бизнес, средний возраст бизнесмена в рейтинге «200 самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси-2011» по версии «Ежедневника» — 50 лет. Эти люди (как другие, пока менее заметные по масштабам своей деятельности, предприниматели) полны энергии и хотят лично еще и еще раз испытать драйв завоевания бизнес-целей. Сколько лет пройдет до формирования в нашей стране класса инвесторов в понимании Роберта Кийосаки? Я не знаю. Возможно, еще 20.

Инвестиционные консультанты также должны подстраиваться под реалии нашего рынка. Мы в своей стратегии опираемся на построение широкой контактной сети, в которой инвесторы и бизнесы находят друг друга с нашей помощью. Инвесторы редко нуждаются в рыночной аналитике и каких-либо обобщениях, сделанных по инвестиционным предложениям, предприятиям на продажу и закрытым сделкам (тем более что их не тысячи и не сотни, а лишь десятки). Наша задача — помочь предпринимателю и активному капиталисту найти друг друга и организовать комфортную для обеих сторон коммуникацию.

Таким образом, агентские (посреднические) услуги инвестиционного консультанта сегодня более востребованы, чем инвестиционный анализ, который белорусские инвесторы предпочитают делать самостоятельно.

Впервые опубликовано в журнале “Финансовый директор”, №3 (2012)

Реклама

About Виктор Степанов

Эксперт в проектном управлении. В последние годы работал в качестве консультанта по управлению и инвестициям. Реализовал ряд проектов по запуску бизнеса в различных областях. Начинал карьеру в качестве риэлтера и оценщика. Профессионально увлекаюсь проектным подходом, о котором пишу статьи и веду образовательные программы. Люблю проводить время с семьей, бродить с фотокамерой. Под хорошую музыку готов ехать за тридевять земель...

Обсуждение

4 thoughts on “Белорусский инвестор. Или все-таки предприниматель?

  1. Виктор, спасибо за статью, весьма познавательно. Хотел бы обратиться к Вам за советом или рекомендацией по изучению инвестирования. Мне интересна область оценки инвестиций и инвестиционной привлекательности бизнеса, правда пока я в этом дилетант. Что почитать, в какую сторону смотреть? Немного читал Голдрата и Кийосаки, что-то по форексу, откровенно говоря, литература с экономическим уклоном заинтересовала в последние пару лет. Мне больше знакома область логистики и закупок, сейчас в SAP консалтинге, так что буду очень благодарен за любую помощь. Заранее спасибо.
    Сергей Мартинович

    Posted by Сергей Мартинович | Апрель 4, 2012, 12:10
    • Сергей, Ваш вопрос интересный, и ответить на него непросто.
      Мне в данном вопросе немного проще, поскольку мое базовое образование — экономическое. Потому с института я знаю «классику» инвестиционного анализа, а позже уже постигал нюансы и альтернативные традиционному подходу «течения». Определенный отпечаток наложило и то, что во второй половине 90-х я активно занимался оценкой (недвижимости, бизнеса), там тоже присутствуют элементы инвестиционного анализа (стоимость денег во времени, альтернативная стоимость и др.). Но что это я все о себе?
      Мне кажется, если становиться на рельсы профессионального инвест-аналитика, то вначале нужно заложить некую классическую базу, а уже потом на нее наслаивать Кийосаки, Голдратта и прочих «неприсоединившихся». Насколько мне известно, в Бизнес-школе ИПМ есть программа, специально ориентированная на инвестиционный анализ. Программа из нескольких тематических блоков, и охватывает смежные с экономикой дисциплины (например — по памяти — ценные бумаги). Программу формировала Оксана Езерская. Альтернатива — толсты и скучный учебник, на который у Вас, как я понимаю, просто не будет времени. Простых книг на эту тему я не встречал.
      На мое мировоззрение в области инвестиций наложили отпечаток книги:
      — Smarter Ventures by Katharine Campbell (Венчурный бизнес: новые подходы)
      — Angels, Dragons and Vultures: How to Tame Your Investors…And Not Lose Your Company by Simon Acland (Ангелы, драконы и стервятники)
      — Attracting Investors: A Marketing Approach to Finding Funds for Your Business by Philip Kotler (Привлечение инвестиций…)
      — Why Smart Executives Fail: And What You Can Learn from Their Mistakes by Sydney Finkelstein (Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций).
      Допускаю, что Вас сейчас больше интересуют прямые инвестиции, нежели фондовые. Тогда смотрите книги по финансовому анализу.

      Posted by Виктор Степанов | Апрель 4, 2012, 15:18
      • Спасибо, буду пробовать, с чего то же надо начинать 🙂
        Насчет программы курсов — это интересно, но, думаю для начала надо что-то почитать.
        В любом случае спасибо и за сайт в том числе!

        Posted by Сергей Мартинович | Апрель 4, 2012, 16:24
  2. Сергей, программу курса ИПМ можно использовать как модель компетенций, как ориентир — что ЕЩЕ почитать.

    Posted by Виктор Степанов | Апрель 4, 2012, 22:00

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Ищете ответы?

business-models CIGS CIGSlim pmbok PMO velcom Базовый курс управления проектами Изовак Инвестиционный меморандум КСУП Обучение действием базовый курс бизнес-ангел бизнес-модели бизнес-модель бизнес-обучение бизнес-план венчур венчурный бизнес заказчик инвестиции инвестор интересы исследование команда проекта коммуникации консалтинг корпоративная система управления проектами кризис куратор маркетинг меморандум миф мотивация обоснование проекта обучение руководителей проектов отзыв отчеты письма план проекта подрядчик портфель проектов принцип раскрытия программа продажа бизнеса проект проект-менеджер проектно-зависимый проектно-ориентированный проектное управление проектный офис проектный подход прямые инвестиции результаты проекта риск риск-менеджмент роль рынок труда связи семинар скрытый клиент совмещение ролей солнечная энергетика спонсор стартап стейкхолдеры стимулирование стратегический инвестор стратегический портфель стратегия тренинг управление проектами управление рисками финансовый инвестор эксперт
%d такие блоггеры, как: