//
вы читаете...
Другие статьи

Прямые инвестиции: не только иностранные

Прямые инвестиции — вложение денежных средств с целью участия в управлении предприятием, в которое вкладываются деньги, и получения дохода от участия в его деятельности. Объем прямых инвестиций в Беларуси (как и в мире) постоянно растет. В одних отраслях присутствие инвесторов более заметно, чем в других. Предприятия, которые сумели привлечь прямые инвестиции, получают мощный толчок в своем развитии. Инвесторы ближе, чем принято считать. Какими преимуществами обладает данная форма привлечения финансирования и что сдерживает развитие рынка прямых инвестиций сегодня?

Возможность или угроза?

В конце прошлого года мне довелось участвовать в стратегической сессии с руководителями предприятия, которое является лидером на рынке своих продуктов в Республике Беларусь. Мы как раз делали анализ возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон предприятия, известный как SWOT-анализ[1]. И когда во внимание группы попал фактор «Приход на рынок стратегического инвестора», мы сразу даже затруднились, куда отнести этот фактор: к возможностям или все-таки к угрозам. Согласитесь, этот случай очень точно передает двоякое отношение к стратегическим инвесторам, которое сложилось в белорусской бизнес-среде.

С приходом на белорусский рынок крупных игроков связывают и надежды на доступ к новым возможностям, и опасения конкуренции с сильным соперником. А вот что это принесет вашему предприятию, зависит от того, станет ли так называемый «стратег» вашим партнером или конкурентом.

Вот далеко не исчерпывающий список отраслей, в которых присутствие крупных корпораций наиболее заметно:

  • банковское дело (Raiffeisenbank, Societe Generale, Сбербанк, ВТБ, Банк Москвы);
  • страхование (Vienna Insurance Group, AXA);
  • телекоммуникации (Telekom Austria, МТС, Turkcell);
  • нефтепродукты (ТНК-ВР, Лукойл, Татнефть);
  • пиво и безалкогольные напитки (Coca-Cola, Heineken, Carlsberg, Olvi);
  • молочная промышленность (Unimilk, Danone).

Предприятия, пригласившие в свой бизнес крупных иностранных игроков своей отрасли, получили доступ не только к финансированию программ развития, но и к технологиям производства, продаж и управления, специалистам и рынкам сбыта. Имея мощного финансового партнера, вы можете гибко выстраивать ценовую политику, наполнять бренд и совершенствовать технологии. Продолжая развиваться на собственных свободных ресурсах, ваши конкуренты будут вынуждены сойти с дистанции.

Не спешите «продаваться»

Стратегические инвесторы интересуются далеко не каждым предприятием. Придя на новый для себя рынок, прежде всего инвесторы обращают внимание на компании, которые имеют:

  • заметную долю рынка;
  • узнаваемый бренд;
  • сырьевую базу;
  • производственную площадку (с резервами расширения).

Обязательными условиями также являются:

  • финансовая прозрачность предприятия;
  • управляемость и гарантии прав (и это не только доля в бизнесе).

Что же делать бизнесу, который сегодня не имеет большой доли рынка, сильного бренда и материальной базы? Как приглашать инвестора в бизнес на «ручном» управлении? Ведь на агрессивную рыночную стратегию, программы развития и управленческие технологии нужны немалые деньги. Получается замкнутый круг?

Привлекать в бизнес инвестиции можно поэтапно. Бизнес в его сегодняшнем состоянии может быть неинтересен стратегическому инвестору (крупному игроку вашей отрасли), но может заинтересовать финансового инвестора, цель которого – заработать на росте вашего бизнеса. Приобретая долю в предприятии, финансовый инвестор вкладывает деньги и в его развитие. Интерес финансового инвестора – заработать на продаже своей доли в проинвестированном бизнесе новому инвестору, более крупному.

Схема последовательного привлечения инвесторов

Схема последовательного привлечения инвесторов

В отличие от стратегического инвестора, претендующего на полный контроль над приобретаемым бизнесом, финансовый инвестор довольствуется неконтрольным пакетом акций предприятия, но при этом предпочитает инвестировать в прибыльные бизнесы. Распространенным вариантом договоренности с финансовым инвестором является комбинированная форма инвестиций (участие в собственности плюс заемное финансирование). В этом случае первоначальные собственники используют принцип финансового рычага. Если бизнес обладает потенциалом масштабирования, это еще один довод в пользу решения не продавать предприятие сразу целиком стратегическому инвестору, а вначале финансировать программы развития с привлечением финансового партнера.

То, что инвестор разделяет риски вместе с вами – не главное достоинство прямых инвестиций. Предлагая инвестору долю в бизнесе, вы приглашаете его участвовать в управлении предприятием, а значит, привлекаете так называемые «умные деньги». Теперь помимо финансовых ресурсов в вашем распоряжении управленческие, производственные и сбытовые технологии инвестора.

Нет инвестора в своем отечестве?

Можно сказать, что в белорусской бизнес-лексике аббревиатура ПИИ (прямые иностранные инвестиции) окопалась и укоренилась. Руководители министерств, ведомств и органов государственного управления бойко рапортуют об амбициозных планах по привлечению ПИИ, как будто руководство страны сняло некое эмбарго на внешние инвестиции, и сейчас они просто хлынут в страну золотым (или зеленым) дождем. Рынок инвестиций не менее глобален и транснационален, чем любой товарный рынок или информационное пространство. Инвесторы всегда имеют возможность выбора, и им есть с чем сравнить наш регион.

Что уж говорить о привлечении иностранных инвесторов, если свои же предприниматели, делающие бизнес в Беларуси, все еще предпочитают формировать «подушку безопасности» в финансовых гаванях за границей, а то и переводят в соседние страны производственные площадки? Именно они должны стать целевыми, если можно так выразиться, клиентами, на которых следует обратить внимание как бизнесам в поисках инвестиций, так и руководителям властных структур, на чьей ответственности – формирование благоприятного инвестиционного климата в стране.

Существуют разные оценки вывезенного капитала, который реально вернуть в страну в ходе так называемой «амнистии». Но если даже не затрагивать эту возможность, внутри страны есть достаточно инвесторов с легализованным свободным капиталом. Это могут быть владельцы бизнесов, достигших своего предела масштабирования. Это и бывшие собственники, совершившие удачные «выходы» из бизнесов, заинтересовавших крупных иностранных игроков. И те, и другие сегодня рассматривают инвестиционные предложения и собственные проекты, которые позволят диверсифицировать свой бизнес-портфель и, чего греха таить, применить накопленный позитивный опыт управления бизнесом.

Что сдерживает развитие прямых инвестиций?

Международные корпорации хотя и обозначили свое присутствие в нашей стране, но пока это лишь точечные приобретения. Что сдерживает развитие прямых инвестиций в нашей стране? Не пускаясь в пространные рассуждения об инвестиционном климате, перечислю основные барьеры на сегодняшний день:

  • методика оценки активов с долей государственной собственности неадекватна рыночным методам;
  • рынок корпоративных ценных бумаг не развит;
  • профессиональных участников рынка прямых инвестиций мало;
  • законодательная база под деятельность инвестиционных фондов отсутствует.

Эти преграды мы можем преодолевать только совместными усилиями и рассчитываем на участие в данном процессе общественных объединений. Но есть препятствие, которое искусственно создают сами предприятия на пути прямых инвестиций в свой бизнес. Дело в том, что важнейшую роль в деле привлечения инвестора играет маркетинг. Руководители и специалисты просто не умеют показать свое предприятие в ракурсе, в котором его хочет видеть инвестор. Инвестиционное предложение – это не привычный бизнес-план для получения кредита в банке. Вы приглашаете в бизнес партнера на годы сотрудничества, и он хотел бы видеть ясную стратегию и гарантии своих прав, а не «рисованные» показатели окупаемости инвестиций. Партнером в непростом процессе привлечения инвестора станут инвестиционные консультанты, которые помогут в разработке структурированного предложения инвестору.

Итак, вот основные шаги, которые нужно сделать, чтобы привлечь в ваш бизнес инвестора:

  1. Обеспечить финансовую прозрачность бизнеса путем использования современных средств бухгалтерского и управленческого учета, провести аудиторскую проверку.
  2. Разработать рыночную стратегию и стратегию развития предприятия.
  3. На основе стратегии разработать финансовый план, определить потребность в инвестициях, рассчитать показатели экономической эффективности инвестиций.
  4. Оценить стоимость бизнеса.
  5. Разработать инвестиционный бизнес-план и сформулировать четкое предложение инвестору (какую долю в бизнесе вы ему предлагаете и что ожидаете от партнера)
  6. Разместить инвестиционное предложение на маркетинговых площадках, предназначенных для поиска инвесторов.

Вы будете не одиноки в непростом деле привлечения прямых инвестиций. Консультанты по инвестициям помогут вам оценить бизнес, разработать стратегию и структурировать предложение инвестору, выстроить маркетинг инвестиционного проекта и, что самое важное, найти инвестора и деловых партнеров на основе своей разветвленной контактной сети.

Впервые опубликовано в журнале «Финансовый директор», №4 (2011)

[1] SWOT – от англ. strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы)

Реклама

About Виктор Степанов

Эксперт в проектном управлении. В последние годы работал в качестве консультанта по управлению и инвестициям. Реализовал ряд проектов по запуску бизнеса в различных областях. Начинал карьеру в качестве риэлтера и оценщика. Профессионально увлекаюсь проектным подходом, о котором пишу статьи и веду образовательные программы. Люблю проводить время с семьей, бродить с фотокамерой. Под хорошую музыку готов ехать за тридевять земель...

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Ищете ответы?

business-models CIGS CIGSlim pmbok PMO velcom Базовый курс управления проектами Изовак Инвестиционный меморандум КСУП Обучение действием базовый курс бизнес-ангел бизнес-модели бизнес-модель бизнес-обучение бизнес-план венчур венчурный бизнес заказчик инвестиции инвестор интересы исследование команда проекта коммуникации консалтинг корпоративная система управления проектами кризис куратор маркетинг меморандум миф мотивация обоснование проекта обучение руководителей проектов отзыв отчеты письма план проекта подрядчик портфель проектов принцип раскрытия программа продажа бизнеса проект проект-менеджер проектно-зависимый проектно-ориентированный проектное управление проектный офис проектный подход прямые инвестиции результаты проекта риск риск-менеджмент роль рынок труда связи семинар скрытый клиент совмещение ролей солнечная энергетика спонсор стартап стейкхолдеры стимулирование стратегический инвестор стратегический портфель стратегия тренинг управление проектами управление рисками финансовый инвестор эксперт
%d такие блоггеры, как: